Положение о портфолио учащегося муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 «Экос» г. Долгопрудный
1. Общие положения 1.1. Портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащегося, которое формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами в определённый период его обучения со 2 по 11 классы. 1.1. Портфолио, как форма фиксирования личных планов и достижений учащегося фиксируется в ходе всего образовательного процесса и служит связующим звеном между школой и профессиональными учебными заведениями, вузами; между образовательной сферой и рынком труда. 1.2. Настоящее положение разработано на основе Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего (полного) образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783. 1.3. Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи: • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; • Поощрять их активность и самостоятельность; • Расширять возможность обучения и самообучения; • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; • Формировать умение учиться ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность. 1.4. На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. 1.5. На второй ступени Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); в предполагаемом профиле дальнейшего обучения; для повышенияобразовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств.
1.7. На третьей ступени обучения (средняя школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения в старшей школе и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности. 2. Структура и содержание Портфолио ученика Портфолио ученика основной и средней школы включает в себя: • Титульный лист (обложку); • Содержание (оглавление); • I раздел « Общая информация»; • II раздел «Портфолио документов»; • III раздел «Портфолио работ»; • IV раздел «Портфолио отзывов»; 2.2. Раздел I «Общая информация » содержит сведения об учащемся, владельце Портфолио. Данный раздел включает в себя: • личные данные учащегося, ведущего Портфолио; • автобиографию обучающегося; • результаты психологической диагностики обучающегося; • информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; • результаты проведенного обучающимся самоанализа; • описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений; • результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося. 2.3. Раздел II «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются: • перечень представленных в Портфолио официальных документов; • все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности; • табели успеваемости; • грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.: • благодарственные письма. 2.4. Раздел III «Портфолио работ» содержит комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ обучающегося.
«Портфолио работ» может включать в себя: • перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ; • результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся; • доклады и рефераты обучающегося; • проектные работы обучающегося; • исследовательские работы обучающегося; • описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся; • результаты технического творчества обучающегося; • описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии; • статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее; • сочинения обучающегося; • работы по искусству; • сведения о посещении обучающемся театров, концертов, выставок, экскурсий; • аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьной конференции, семинаре; • различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная; • результаты работы обучающегося по социальному проектированию; • результаты проведенных обучающимся социальных и профессиональных проб; • сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах; • таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения Портфолио; • сведения об общественной деятельности учащегося; • сведения о посещении обучающимся факультативных занятий; • сведения об изучении обучающимся информационных технологий; • сведения о просмотренных обучающимся мультфильмах, фильмах, познавательных телевизионных передачах; 2.5. Раздел IV « Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя: · перечень представленных отзывов и рекомендаций; · заключение о качестве выполненной работы; · рецензии; · резюме с оценкой собственных достижений; · рекомендательные письма; · эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; · благодарственные письма из различных органов и организаций. 3. Оформление Портфолио 3.1. Портфолио обучающийся оформляет в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами. Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п. 3.2. При оформлении должны соблюдаться следующие требования: • систематичность и регулярность ведения Портфолио; • достоверность сведений, представленных в Портфолио; • аккуратность и эстетичность оформления; • разборчивость при ведении записей; • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; • наглядность; • наличие оглавления, эпиграфа. 3.3. Индивидуальные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в Портфолио в течение года. 3.4. В конце учебного года производится анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося в образовательной деятельности. 3.5. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки производится классным руководителем того класса, в котором учится обучающийся. 3.6. По итогам исчисления итоговой оценки Портфолио обучающегося заполняется карта оценки Портфолио, которая подписывается классным руководителем, утверждается директором ОУ . 3.7. По результатам оценки Портфолио учащихся ОУ производится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе . 3.8. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов по Портфолио в классе (параллели), награждаются грамотами. 3.9. В конце каждого периода обучения (начальная школа, основная школа, средняя школа) заполняется сводная итоговая ведомость Портфолио, которая заверяется подписью директора ОУ, печатью и выдается выпускнику начальной, основной и средней школы. Исправления в сводной итоговой ведомости Портфолио не допускаются. 3.10. Хранятся Портфолио учащихся в классных кабинетах. 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении Портфолио ученика 4.1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы. 4.2. При использовании технологии Портфолио в образовательном процессе ОУ функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом. 4.2.1. Обучающийся ведет работу по формированию и заполнению Портфолио; организовывает его презентацию. 4.2.2. Директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы ОУ. 4.2.3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе ОУ. 4.2.4. Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися Портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся. 4.2.5. Учитель - предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
|